ГАСТРОЛИ ХОРА ТУРЕЦКОГО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ 22 И 23 НОЯБРЯ 2008 ГОДА

[ГЛАВНАЯ]

[О СЕБЕ]

[РЕЗЮМЕ]

[БИБЛИОТЕКА]

[ФАН-АРТ]

[ССЫЛКИ]

[КОНТАКТЫ]

[ГОСТЕВАЯ]

[БЛОГ (LJ)]
«ВОЙНА И МIРЪ» by Mikhail Turetsky

22 и 23 Ноября 2008 г. «Арт-группа «Хор Турецкого» представила в Екатеринбурге свою новую программу «Шоу продолжается». Как я и предполагала, впечатлений мне хватило до февраля. И вот, наконец, я конвертировала видео\аудио в текстовый файл. На концерты прихожу не первый год. Если охарактеризовать впечатление от каждой программы одним словом, то в 2005 г. это было изумление, в 2006 г. – развлечение, в 2007 г. – откровение, а в 2008 г. – размышление. Не удивляйтесь, если моя речь будет временами оставлять впечатление катка для укладки асфальта, я всегда так разговариваю.

В этом году я совершила тактическую ошибку – близко села, надо было выбрать места дальше и «басее», чтобы все попадали «в кадр». Так что часть сценографии (и авторского замысла!) прошли мимо меня (ладно, что ж, всё-таки концерт, а не симпозиум). Зато, стратегию я выбрала верную – сходить на оба концерта, чтобы в два раза больше впечатлений запасти. И всё равно, я вынуждена сменить жанр – это будет не чистый репортаж\отчёт, а, скорее, очерк.

Сейчас кто-то мне позавидует… Хор не опоздал. Первый концерт начался на 10-15 мин позже времени, заявленного в билете. Т.е. почти сразу, как в зал вошёл Мэр Екатеринбурга (так вот почему 7-ой и 8-ой ряды не продавались!). По своему ряду Мэр и его люди пробирались уже частично в темноте. Второй концерт начался и вовсе сразу же, м.б., лишь на 3-5мин позже.

Любимые Артисты оба концерта пребывали в приподнятом, можно сказать, в игривом настроении. По программе второй концерт практически повторял первый (исключая несколько завершающих песен). Отличия в сценографии, в исполнении – были, но не концептуальные, в рамках естественных вариаций поведения. По настрою субботний концерт «завоевательный» – сплоченный и драйвовый. Воскресное выступление отличалось бОльшей мягкостью и лиризмом.

В Екатеринбург Хор Турецкого приехал не классическим брендовым составом («десять голосов…»). Голосов было одиннадцать. «Голос-бонус» (как позже представил Маэстро) – Вячеслав Фреш. Высокий (в обоих смыслах) тенор. Собственный стиль скорее нордический – если по сценарию чёткой мимики\пластики не предписано – более-менее спокоен.

Если в прошлые годы теноров, по большей части, можно было найти в левой области сцены, а баритонов и басов, соответственно, в правой, то ныне Любимые Артисты частенько уходят «в гости» на не свой край, да и вообще, поют оттуда, где их сценография застигла. Не уследишь! Солисты, кажется, приобрели полную и окончательную независимость от Дирижёра, который бОльшую часть времени проводит в глубине сцены, либо пробегает перед солистами, быстрыми движениями пальцев рук как бы говоря: «Да, да, всё верно, продолжайте в том же духе». Конечно, чуть ли не 20 лет вместе, сработавшийся коллектив. Лишь в воскресном концерте в начале первого отделения Маэстро пришёл на авансцену и 3-4 песни очень отчетливо дирижировал. Возможно, неспроста – не понадеялся на технику (на экран тогда как раз «пробилась» часть кадра от следующей песни). Конферанс Михаила Турецкого сдержан.

В программу «Шоу продолжается» подобрано интересное сочетание номеров. Тексты на русском и европейских языках звучат примерно в равных долях, также поровну представлена западная и отечественная музыкальная стилистика, поэтому концерты получаются… «евразийскими». Первое отделение тяжёлое: по музыке, но, чаще, по ассоциациям – тяжёлые, безрадостные песни. Собраны композиции (за редким исключением) отражающие темы борьбы, войны; в текстах изложены сюжеты, требующие навыков стоического отношения к жизни. Второе отделение развлекательное, мирное: тишина, покой, беззаботное благоденствие, даже и веселье, и праздники.

«Wonderful world» – моментально устанавливается дружественная атмосфера. Заметно, как Екатеринбург ждал и скучал. Артисты выходят постепенно, один за другим, и каждого зал встречает аплодисментами. Партия Бориса Горячева – мягко. Михаил Кузнецов – расслабленно и чуть отрешённо (что и нам советует). Кажется, это они вдвоём уговорили распуститься цветы (на экране в глубине сцены). Валентину Суходольцу я обрадовалась, как родному всё-таки я к нему успела привыкнуть. Алекс Александров – непривычно низко для него. Вот уже почти весь коллектив на сцене. С «басовой» стороны прямо перед зрителями появляется Олег Бляхорчук. Подыгрывая басам и баритоном на «духовом рояле» (мелодика) идёт не торопясь по проходу перед сценой, приветствуя зал, затем, ускоряясь, добирается до теноровой стороны, где останавливается на некоторое время, «переговариваясь» мелодией с Евгением Тулиновым и Михаилом Кузнецовым, поднимается на сцену. Выход Маэстро – Михаила Турецкого (снова аплодисменты и ему, и Хору), и завершающий «аккорд» (с отсылкой к Армстронгу) от Алекса Александрова.

«Лёгкая классика» предваряется кратким экскурсом в занимательное музыковедение (барокко-рококо – XVIII-XIX век – Моцарт-Россини – Австрия-Италия). Мне особенно нравится именно такой конферанс, из которого я могу получить какие-то сведения, и я уже предвкушаю «Попурри по мотивам пьес Бомарше». Жизнерадостно, но музыка сложная (для меня сложная, сложнее Верди, а в нём я тоже не с первого раза хорошо разобралась). «Свадьба Фигаро» – «костюмная вещь» (манжеты, жабо, парики с кисточкой, а Михаил Кузнецов где-то свой высокий парик потерял, и (ура! ура!) к Екатеринбургу его так и не нашёл). При первых звуках мелодии выбегает Константин Кабо, он почти добегает до первых рядов кресел, но что-то его останавливает, наверное, край сцены. Во первЫх строках номера Артисты всем составом ещё на раз приветствуют зал, в этой песне уже наоборот – от теноров к басам. Борис Горячев даже на русском: «Добрый вечер вам, сеньоры»! Пока некоторые Солисты на авансцене жалуются на жизнь, остальной коллектив «притворяется» придворными музыкантами (пара виолончелей (?), пара скрипок, кажется, даже флейты были) – вот точно такие же играли в мультфильме «Бременские музыканты» на свадьбе Трубадура. Затем было решено развеяться в танце (предположительно – контрданс). Вступает Михаил Кузнецов – что-то очень сложное. Пожалуй, только в этом попурри, да ещё в «Арии Альмирены» Михаил Кузнецов показал, что, да, он может дойти очень, очень высоко, и физических данных и умения хватит. Наконец-то дали ему спеть «басом» (для него – басом, в нижней части свойственного ему диапазона). Коллектив по сюжету замер и в восторге и настороженно: «Госпожа» сильно не в духе. Уговорили Бориса Горячева сходить на разведку, но чем-то он не подошёл, отвергнут. Взгляды товарищей (может, ты на что сгодишься) обратились Константину Кабо (естественно, к его персонажу, как и во всех остальных частях текста, далее специально оговаривать не буду). Константин Кабо упирается, ему откровенно страшно, но… он вытолкнут взашей прямо… туда, к «ней», однако, не теряется, преклоняет колено и ест глазами начальство (а что ещё остаётся?). Михаил Кузнецов несколько смягчается, и своим видом будто говорит: «Молодец, маленький, я тебя не трону». Счастливо избегнув растерзания, Константин Кабо аплодирует, призывая к этому и товарищей и зал. Конечно да! Зал с искренне благодарит его за игру, а Михаила Кузнецова за колоратуры. И вот уже Константин Кабо попал в руки Алекса Александрова, который может быть очень и очень убедителен, практически распекая младшего товарища, так, что тот с радостью соглашается стать взрослым («Не довольно ль вертеться, кружиться? Не пора ли мужчиною стать!»). Попурри продолжается: «Клевета вначале сладко …», – начинает Евгений Кульмис, в глубине мизансцена: Игорь Зверев шепчет Михаилу Кузнецову что-то животрепещущее, тот изумляется, но дальше новость не несёт. Тем временем, в глубине разыгрывается сцена, вызывающая в памяти хрестоматийные кадры с Альмавива-Ширвиндтом у беседок («Да не читать же мы там собираемся!», – у Бомарше этого, кстати, нет). Константин Кабо, вероятно, символизирует окончательно запутавшегося графа. Олег Бляхорчук и Валентин Суходолец (оба в широких плащах с капюшоном: плащи полностью скрывают фигуру, а капюшоны – лицо) скорее всего, играют ту самую Клевету, ненадолго обращаясь в графиню (это Олег Бляхорчук, всё-таки его «танцуют» более смело, прямо таки «опрокидывают» в тангоподобном па) и нежную девушку Сюзан (Валентин Суходолец – его «танцуют» бережнее). Алекс Александров оба концерта фотографирует танец Олег Бляхорчук \ Константин Кабо \ Валентин Суходолец. Для служебного пользования? Фотоаппарат мне знаком: на некоторых фотографиях оф. сайта есть, не скажу, что тот же самый, но очень похож. И завершающая часть всем коллективом: «Figaro! Son qua!», – забавно, действительно, не предугадать, у кого через секунду окажется переходящее звание Фигаро. Захватывающий спектакль. Аплодисменты! Аплодисменты! Аплодисменты!

«O! Fortuna!». Долгожданная. Ещё и до Хора любимая за удачно созданную атмосферу мрачного средневековья. Латынь – не совсем чужой мне язык. Кое-что я в состоянии разобрать, да и перевод давно уже найден. А вариант Хора отсылает почему-то ещё и к легендам о Фаусте. На лицах Любимых Артистов смешанное сумрачное выражение безысходности и решимости. Евгений Кульмис и Борис Горячев – недоумение бессмысленной жестокостью Фортуны. Присоединяются Алекс Александров, Евгений Тулинов, Михаил Кузнецов, весь коллектив – переходят от абстракций к описанию конкретных невзгод. И дослушав всё изложение, совершенно уже безрадостный Олег Бляхорчук, удержав тяжёлый вздох, тем не мене, присоединяется к товарищам («Nunc per ludum dorsum nudum fero tui sceleris» \ «Но, не задумываясь, я поворачиваюсь незащищённой спиной к твоему злу»). Вот что заменило мне «Yerushala'im Shel Zahav»! И текст, и сценография навевают мысль, что соратники один за другим встают «под пули». Кто-то бросается на амбразуру, потому что фанатик, кто-то считает это своим долгом, кто-то тяжело привязан к товарищам и не может не пойти вслед за ними. Наконец и Маэстро выходит вперёд: «Я САМ поведу вас!». На экране, ЗА спинами Артистов полыхает пламя. Ушли в огонь? Прошли сквозь огонь? Может быть, и не выиграли, но победили.

И сразу, без перерыва «Luna» (из сериала «Клон»). Сериал я не видела и не знаю, к какому сюжету привязана «Luna». А песня-то – о любви! Да, хочу предупредить, моё вИденье может совершенно не совпадать с замыслом авторов и исполнителей, это же касается и остальных композиций. Меня «Luna», в свете отзвучавшей «O! Fortuna!», отсылает к рассказам Бирса о Гражданской войне Севера и Юга. К кому-то приходят воспоминания, кого-то мучают кошмары. В одиночестве тоскует Олег Бляхорчук: «Only you can hear my soul». Вячеслав Фреш вырос уже после той битвы, он почти ничего не знает... Михаил Кузнецов соглашается рассказать… Запомнились серьёзный Евгений Кульмис, успокаивающий Борис Горячев. В припеве Валентин Суходолец – будто передаёт эстафету. Завершающее «alba lux» ритмикой отсылает назад, к «O! Fortuna!».

«Мы углубляемся в историю музыки…инструментальная композиция». Бах «Шутка» Её я помню с детства – электрогитара Виктора Зинчука. А cappella. Изящная, филигранная вещь, которая не приедается, не надоедает. «Полёт шмеля» я уважала и ценила за сложность, а в «Шутке» мне ещё и приятна мелодия сама по себе.

И также, а cappella, продолжают «Город золотой». Баритоны и тенора (Константин Кабо, Борис Горячев, Евгений Тулинов) красочно описывают прекрасный город и чудесный сад. Вступил Михаил Кузнецов: «А в небе голубом горит одна звезда, она твоя, о, Ангел мой, она твоя всегда». И я прямо увидела ту Уэлсовскую дверь в стене с сияющей надписью «Welcome!». Конечно же, я немедленно отпрянула в ужасе от манящей песни «Сирены». Есть у меня ещё дома дела. Борис Гребенщиков никогда не был настолько добр, чтобы донести до меня и такой смысловой вариант.

«Как молоды мы были». «И юность ушедшая все же бессмертна», – не уверена, но после дуэта Олега Бляхочука и Игоря Зверева – хотелось бы надеяться. Валентин Суходолец назидательно: «Постарайся себя не терять». Сложный (повторяет аранжировку), красивый и «невезучий» вокализ Олега Бляхорчука (на ТВ в кадр этот момент не попадает, оператор не успевает осознать, что звучит голос, а не музыкальный инструмент) доусилен Михаилом Кузнецовым. Сдержанный Евгений Кульмис и сердечный Михаил Кузнецов в финале да, убедили – «Ничто на земле не проходит бесследно». В каком-то смысле они правы, действительно, законы сохранения материи и энергии никто не отменял.

«Есть предложение спеть ещё одну песню вместе с городом… подпевайте нам». Настораживаюсь. Вот сейчас точно будет песня, которую знает весь зал. А я – нет. И откуда только Хор их берёт? И в каком лесу живу я, что песен этих не знаю? Т.е. не то чтобы никогда не слышала, знаю, что такая существует, не более... Так и есть: «Когда весна придет, не знаю». Никогда. Весна не придёт никогда. Потому что ещё и зима, против обыкновения, никак не может наступить. В конце ноября обычно уже мороз и сугробы… Улица? Нет, к улице я особенно никогда привязана не была, мой дом – моя крепость. Голуби? Какие голуби? Это разве что Александр Збруев помнит… Зал подпевает. Я тоже. Слова простые, выучить не проблема. В конце концов! Фанат я или где!? Сижу близко, желательно подыгрывать Артистам. От Михаила Кузнецова вокализ… да… всё более отчетливо понимаю слова – это ещё даже и не половина дела… Всем Хором: «Я не хочу судьбу иную… мне ни на что не променять ту заводскую проходную». Тут уже я втянулась, поскольку к своей организации с годами начала испытывать нежные чувства (почти как Пигмалион к Галатее) – много сил вложено.

«Ещё одна песня про улицу». «Вдоль по Питерской». А cappella. А! Это же из мультика! Про Карлсона. Михаил Кузнецов – что я называю «басом» (нравится мне, когда (независимо от тембра) поют в нижней части своего диапазона). Директор попросил не теряя достоинства: «Ой, да поцелуй!» – ждать ему совсем не пришлось, быстро подыграла девушка из первого ряда.

«Ваше благородие, госпожа удача». И здесь мне стихи да-а-а-вно нравятся. Евгений Кульмис – это, несомненно, Сухов, которому везёт, потому что он знает, что всё нужно делать вовремя и перепроверять. «Шелковые сети» считаю удачной заменой (шёлк он приятный на ощупь, но прохладный, «не греет»). Алекс Александров с лёгкой обидой: «… Госпожа удача, для кого ты добрая, а кому…» (вспоминаю «Три карты, три карты, три карты»). «Перестаньте черти да клясться на крови» – самая любимая строчка. Проигрыш на аккордеоне отсылает к «Ты ждешь, Лизавета». Евгений Тулинов бескомпромиссно: «Повезёт в любви!» (вот тогда и узнаете, почём фунт лиха).

«А мы продолжаем петь о любви на языках народов мира». «Червона рута». Бенефис Олега Бляхорчука и самая романтическая песня в программе – минимум уже четыре года с каждой площадки гастрольного тура (да, первоначально в составе попурри, но как за эту строчку держатся!): «Ти у мене єдина… тiльки ти повiр», – я не думаю, что это – залу. KISSам охотно подпеваю. Жёсткие гитарные рифы благотворно влияют на Михаила Кузнецова и Евгения Тулинова – их «прорывающиеся» вокализы чрезвычайно украшают песню.

«Танго Остапа». Бенефис Маэстро. «И одною пулей он убил обоих» – Михаил Кузнецов «проседает» от «выстрела» сантиметра на три, обмякает весь. И Михаил Турецкий отправляется «бродить по берегу в тоске». Тут я на некоторое время потеряла дар речи, так как «бродил» Маэстро в стиле немых фильмов начала прошлого века: как-то «запрокинувшись», заломив воздетые руки и широко шагая. На следующий день тоска была уже не так глубока. А у «птички» теперь в самом конце «танго» появляется хвостик (из микрофона). Как сами не «раскалываются»? Непонятно совершенно.

«Классика Бродвея». «Hello Dolly». Борис Горячев – расковано. Олег Бляхорчук попал под влияние джазовой мелодии (что и нам советует) – за духовые; в своей партии – растянуто, низко (может быть здесь его голос имеет меньшую мощность, но добавляются незнакомые обертона, что приятно). Солисты за год осмелели, уже вяло разбегаются от Алекса Александрова: «Да что мы «встолькером» и одного Алекса не одолеем!?», – Константин Кабо и вовсе не испугался, остался стоять, как стоял. Почему-то в самом конце номера все стремятся ухватиться за шляпу (не иначе, это – телепорт). Армстронг-Александров очень понравился всем. Вот где аплодисменты, переходящие в овацию.

«Самый кассовый мюзикл Бродвея» в котором Артисты увидели «влияние русской классической музыки». «The Phantom of the Opera». Алекс Александров: «Добро пожаловать, но знаете…, здесь могут водиться тигры призраки». Константин Кабо: «Приди, приди, Призрак, без тебя… скучно…». И да, вызвал! Плавный, текуче-тягучий, густой, ртутный звук – Михаил Кузнецов, который сделал попытку вселиться: «Inside your mind!», – в кого-то из зрителей, где-то в районе середины 8-го-10-го ряда. Но народ у нас крепкий, и Призрак был вынужден искать приют среди своих... С успехом. Вызвав картины осенней пыльной степи – поля битвы: «Вороны… слетались на побоище… The Phantom». Наиболее внушаемым оказался Евгений Тулинов, общую картину наведённого сумасшествия довершает его смех с оттенком безумия.

Английский готический роман продолжает «The Show Must Go On». Под влиянием композиции я уже посмотрела антиутопию «Метрополис». Чередование партий Бориса Горячева и Вячеслава Фреша вызывает ассоциации с Уайльдовским рассказом о Рыбаке и его Душе (свежеобретённый солист как раз символизирует возвратившуюся душу). В отрывке из «Богемской рапсодии» – «Mama, just killed a man» Михаил Кузнецов, помнится, пел с интонацией: «Что я сделал!».У Вячеслава Фреша иначе: «Мама, что же мне за это будет!!!», кстати, так – ближе к тексту. В финале песни на экране видеоряд: Земля загорелась, вскипела и застыла. Вот к чему эти кожистые крылья (как из романа Кларка) на костюмах Константина Кабо и Евгения Кульмиса! В общем, песня удалась, холодок бежит за ворот.

Антракт. Я даже и не шелохнулась (все нужные диски взяла до концерта, за тем и приходила загодя). Поэтому не знаю, был ли в фойе кто-то из Артистов, и изумлялись ли зрители.

«Классика рока в Екатеринбурге»«Scorpions Fantasy». При первых тактах, при первых движениях «египетского танца» Алекс Александров впадает в транс. Мне всегда нравились именно такие, западные холодные вещи, сделанные в традициях самодостаточности, сдержанности. Здесь Хор звучит особенно слитно, отстранённо, даже замкнуто. Коллектив автономен. Мы не можем повлиять на него, а он на нас – да. Он излучает. Именно поэтому мы можем видеть как Артисты проносятся сквозь время и пространство к известной им цели. Лоцирующий вокализ Бориса Горячева очерчивает границы воздействия. Михаилу Кузнецову эстетика «Scorpions» оказалась близка, прямо видно, как его «проняло», даже завидно, я непосредственно от «Scorpions» получить такого эффекта не могу, только от Хора. Под конец песни Вячеслав Фреш нерешительно останавливается у «заграждения», которое ему организовали товарищи (ну раз нельзя туда, значит нельзя) и несколько кокетливо пропевает завершающее: «…still loving you» (если что, вы знаете, где меня найти!).

«Мы будем петь очень необычными голосами»«Ария Альмирены». Самая любимая мной шутка Хора (да, на экзотику я падкая). Уже год, как рингтоном поставила «Il duolo infranga… Sol per pieta», – нравится, как окружающие шарахаются от звонка (всё необычное пугает, хотя… «то, что вы слышали – это мастерство...»). Михаил Кузнецов удачно вписал в текст два обещания – в субботу: «...Завтра ... в «Космосе» ... Хор Турецкого...»; в воскресенье: «...Каждый год ... в «Космосе» ... Хор Турецкого...» (ловлю на слове!).

«Лучшие песни любви двадцатого века… Франция»«Et si tu n’existais pas». Успокаивающая песня. Евгений Кульмис символизирует темнеющее небо, Олег Бляхорчук – моросящий дождь, Борис Горячев – ветер средний силы, Алекс Александров – порывы ветра, Михаил Кузнецов – присоединяющие хлопья снега. Всё это только добавляет уюта, потому что я живу хорошо, у меня всё есть: и будка, и миска, и Луна, и в желудке сосиска, и даже вакидзаси мне не так давно подарили.

«Мы дарим тебе, Урал свою любовь»«Увезу тебя я в тундру». Серьёзно надеюсь, что уж после такого качественного «камлания»… хотя бы снег…

Импортную и отечественную любовь объединяет в единое целое композиция «Аспекты любви». Михаил Турецкий: «Спасибо сердце, что ты умеешь так любить» (эх! молодёжь! вот я в ваши годы…). Михаил Кузнецов саркастически: «И каждый вечер сразу станет удивительно хорош». Коллектив: «Love is love lets come together… you're my sexbomb, аnd baby you can turn me… любовь нечаянно нагрянет, когда её…» и Евгений Тулинов, осмелев «…совсем не ждЁшь!!!» И тут же товарищи его зашикали: «шшшШШШ!!!» (ты что! ща предков перебудишь!). Как выяснилось, ТВ-операторы почему-то не снимают прицельно танец. Не понимаю, с чего бы (хотя конечно, я врач, я боуиман, меня ничем не…), неужели же смущаются? Совершенно напрасно, в танце есть совершенно хаванагильские движения…, а как трогательно Артисты маршируют, совсем как в том наивном клипе «Army of Lovers». Мне нравится, как движется Борис Горячев: непринужденно, вальяжно.

«Как в городе с хореографией, в смысле потанцевать»? «Летка-енка». Как Маэстро попросил человек 50-100, так столько и вышло. Я НИКОГДА не видела такого числа зрителей на сцене, да ещё и, в большинстве, хорошо физически подготовленных. Смотрелось органично. Коллектив разошёлся: «Летку-енку пляшем МЫ!!!» А прыжок-полёт Константина Кабо на словах «Прыг-скок – вот и весь урок!!!»

И без перерыва – «композиция под названием «Шизгара». Михаил Кузнецов свободно: «…Burning like a silver flame». Вообще-то «Venus» – наиприроднейшее диско. Ошарашил Олег Бляхорчук – РОКОДЖАЗ (а он ТАК эту вещь видит, мне тоже понравилось). Евгений Кульмис убедительно: «Она сошла ко мне с небес… я для нее на все готов»! И всё это при поддержке «лучшей анимация Российской Федерации». Екатеринбург «искупал в овациях». Всех.

«Её глаза зелёные, как море… пять теноров презентуют»«Caruso». Закралось подозренье (оправдавшееся), что в этот раз «Чарли» не услышим. Песни близки по смыслу. Только «Caruso» не так жёстко по стихам. Даже можно сказать, жизнеутверждающая вещь: лирические герои вдвоем, жмутся к друг дружке, чтоб теплее стало… А Чарли уже сто лет как с экрана смотрит снова в огромный зал. Под «Caruso» Олег Бляхорчук танцевал с девушкой (стройная, длинные волосы) из первого ряда. Именно так я и представляла лирическую героиню – юное хрупкое создание. В воскресенье не посмотрела, кого пригласил. Слушала и размышляла: так же гармонично, живописно и величественно море на закате? Кажется мне, море проиграет. Теноровые партии, мягко сменяющие одна другую, сливающиеся воедино, разбегающиеся, но не отделяющиеся до конца, возвращающиеся и стихающие... У Евгения Тулинова почти первая крупная партия за концерт. Нет, я слышу его объёмный Голос в каждой песне, просто описывать большие фрагменты проще. Номера в воскресенье были немножко наоборот, сначала «Caruso», потом уже «Летка-енка» и «Venus».

«Большое караоке с Хором Турецкого о том же самом что и «Caruso», только на русском языке». Караоке… Угу... Снова будет незнакомая исключительно мне вещь. Так и есть – «Проводы любви». Её я до Хора только по пародиям знала. А не пуститься ли мне в другой раз на хитрость? Взять букеты покруглее (их же держать!) и сидеть, словно кирпич с глазами. Огнеупорный. Затаившись, не реагируя, я намного больше запоминаю. Евгений Тулинов непривычно высоко, и, как всегда, – доходчиво, проявляя первоначальный смысл слов, вот и сейчас прояснил: «…И того, что было нам с тобою снова не связать…жаль, что мы друг другу так и не успели что-то очень важное сказать» (сделал и жалеет, и не сделал, всё равно жалеет). Развеселил неоднозначный конферанс Маэстро по итогам песни: «Не отпускайте свою любовь… держите её при себе».

«Я настолько сильно тебя люблю… что ты для меня даже дороже денег»«Ba mir bistu shein». Маэстро с напором: «… От любви схожу я с ума». Верю. Пирата помню. Порадовали наилюбимейшим моим дуэтом: Михаил Турецкий – Михаил Кузнецов – спина к спине. И твист – вероятно, лишь наполовину постановочный, поэтому танцевальные движения каждого Артиста непринужденно окрашиваются изначально присущим индивидуальным стилем.

Аплодисменты Артистам плавно перетекают в комплименты городу. Да! Ежегодные концерты Хора в Екатеринбурге – «…повод радоваться и веселиться». «Самый древний музыкальный шлягер»«Hava Nagila». Яркий, насыщенный в восточном стиле вокализ Евгения Тулинова. Мощные, счастливые голоса. Солнечный танец. «Hava Nagila» можно слушать бесконечно, собирать в коллекцию разные варианты исполнения. Версия Хора Турецкого – блистательная, непревзойденная.

«Десертный номер. Это не песня это танец». Из любви к городу Артисты «готовы пойти на самопожертвование…» и танцевать «не мужской, а если быть до конца откровенным – женский танец». Маэстро рассказывает, как однажды поразил его этот танец в высокопрофессиональном исполнении (дело было в Америке): «…И в моей голове зародилось такое …желание своими скромными средствами…» Да, я очень понимаю это чувство: впечатление от чьей-то идеи бывает чрезвычайно сильным, даже завидно становится, что не собственная выдумка! «Наш ответ Америке! Натуральный мужской Канкан»«Куплеты Бони». Пока Валентин Суходолец солировал, Артисты обыгрывали мизансцены светской беседы. Константин Кабо почти припал на колено, изобразив убедительную «колонну-тумбочку» (основательная, толстенькая, свежеобмахнутая от пыли) для Евгения Тулинова. Чем-то их скульптурная группа напомнила картинку в античном духе: патриций, легко опирающийся на постамент. Наши концерты – завершающие в туре, и кто-то совсем не против, чтобы они были хоть чуть-чуть «зелёными». В субботу Алекс Александров под конец канкана пытался вытащить Евгения Тулинова из строя, но тот крепко уцепился за товарищей, и на воскресном концерте был уже настороже, так что «довырвать» его удалось несколько позже, со второй попытки, во время уже почти поклонов, когда тот расслабился. Валентин Суходолец весь концерт «сверкал и переливался», и, конечно, особенно ярко – в своём законном\родном «Канкане», по итогам песни его обукетили. Маэстро «возмутился»: «За что вы аплодируете? Вы слова слышите? Вы на всё согласны, да? «Трудно сдержать мне слово, и я влюбляюсь снова…» Ветреный какой!» На порицание своего антиобщественного поведения Валентин Суходолец ответил: «Да! Люблю женщин!». И даже провёл соцопрос: зал голосовал аплодисментами сперва за однолюбов, затем за ветреных. С незначительным перевесом победили ветреные, хоть это и «не в духе времени, 2008 год объявлен годом семьи».

Повеселились? Смена настроения. «Однозвучно гремит колокольчик». А cappella. Убедительно: «И припомнил я ночи былые, и родные поля и леса… и умолк мой ямщик, а дорога предо мной далека, далека»... («…То ли дело, братцы, дома!... …Ночью сон, поутру чай…»).

«Правильная точка… суперхит двадцатого века»«We Are The Champions». При поддержке зала, с мерцающими экранами мобильных телефонов. Масштабно. Михаилу Кузнецову чудом удалось втиснуть: «Счастья тебе Екатеринбург». Не забываю внимательно слушать слова: «No time for losers 'cause we are the champions». Пока я ещё не достигла своего предела, могу ещё вырасти в профессии, но останавливаться нельзя... «Ни шагу назад, сомненья откинь». Алга!

Михаил Турецкий подробно представляет Солистов, Музыкантов, Саундпродюсера. Комплименты городу, признания в любви, поклоны, букеты, благодарные аплодисменты и никаких даже и признаков, что зрители собираются разойтись по домам. Аплодируем стоя.

«На посошок». Михаил Кузнецов подчёркнуто легкомысленно: «Люблю я праздники, люблю весёлые…» Евгений Тулинов и Константин Кабо сперва прикинулись кумушками из пригорода (как раз из таких получаются те самые бабушки-старушки, которых боится порой даже участковый), они же затем задорнее всех танцуют кадриль. Аплодисменты в такт, смех и веселье в зале (мы пригрелись… стоим, как пуговицы – насмерть, в сторону выхода не смотрим).

«Прощальная песня» – приглашение от Евгения Тулинова: «Приходите завтра», в финале наставительное увещевание: «Было и прошло»! Но и эта попытка закончить программу не удалась. Никто не уходит.

«Пользуясь тем, что вы стоите, по старинной российской традиции…», – Маэстро уже было собирался выдать городу «Многая лета», но вдруг жалобно-умильный женский голос (ой, лиса!) начал припрашивать «Мурку»… зал поддержал. Раскрутили таки на «Мурку». «Давай споём…?», – нерешительно и уже с долей безнадёжности спросил у коллектива Маэстро. Артисты обречённо выдохнули: «Ухм…». Валентин Суходолец решительно продолжил: «Прибыла в Одессу…». Затем отлучился за реквизитом (фиолетовое перо успешно найдено и вручено). Зал тем временем массово подпевал (естественно – 300 км на север, и вот он, Нижний Тагил, ещё 300 – Ивдель). А Михаил Турецкий, кажется, был чуть озадачен: «Главное, все слова город знает…», видимо, поэтому на прощанье он не только пожелал процветания и счастья, но и «доехать без приключений домой».

Вообще, в течение концерта Маэстро неоднократно выражал радость встречи, назвал зрителей дорогими друзьями, желал успехов и процветания, признавался городу в любви. Расстались очень тепло, зал дождался, пока Артисты окончательно и бесповоротно скроются за кулисами, а Маэстро, уходя со сцены, трогательно признался: «Мы созданы для вашего удовольствия».

Так завершился субботний концерт. В воскресенье финал был выстроен немного иначе.

«Куплеты Бони». И снова Михаил Турецкий настаивал: «За что вы аплодируете? Вы слова слышите?»

«Песня, обошедшая все рестораны… (Маэстро дальновидно решительно пресёк саму возможность…) …не Мурка!!»«Синий туман». Даже самому ценному совету нужно уметь своевременно не внять. Абстрагировавшись от текста, безмятежно слушаю слитный, пульсирующий номер с коронным фееричным завершением от Евгения Тулинова: «Сини-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-ий тума-А-ан!»

Представление Артистов. Сегодня быстрее и… как-то вразнобой (а, да что там, вчера виделись, всех уже знаете), но и более непринуждённо. «Что только не приходится петь профессиональному оперному солисту ЕВо Величеству Тенору… одиннадцатый бонусный голос, подарок городу… редчайший тембр – тенор-альтино – стахановец… сенсационный тембр десятилетия – супербас… слона то я и не приметил – баритонального направления…».

«We Are The Champions». В этот раз: «Счастья тебе наш Екб»! Спасибо Михаилу Кузнецову и Михаилу Турецкому – вот кто правильно (т.е. так, как я считаю эстетичным) сокращают название города. Екб! Вот бы горноуральцам взять пример!

«Прощальная песня». Евгений Тулинов: «начинайте уходить…», – от Величества не обидно, но всё равно, сегодня уже серьёзно: «Ах, как это мило, очень хорошо, плыло и уплыло, было – и прошло»… Михаил Турецкий обещает вернуться, благодарит за гостеприимство, желает счастья, приглашает на грядущие концерты Хора в Петербурге и Москве.

На зрителей концерты влияют по-разному (да, в этот раз я была с компанией).

Меня на волне эйфории стремительно уносило к дому. Там, в логове, в спячке, я смогу перевести все идеи и эмоции, которые отдали Любимые Артисты, в собственные запасы стеничности. Да и стоит принять во внимание, что мы в городе, где каждый первый житель подпоёт «Мурку» (и не от Хора они её узнали)… Не может же волшебное пожелание Маэстро «Благополучно добраться…» действовать вечно.

А девочки… Да, я догадываюсь, как можно описать…
«Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела...
О, с какой неохотой»!

ВВЕРХ
Hosted by uCoz